Нояб
15
2012

Некоторые волонтеры уже сами знают, как играть и заниматься с ребенком и хорошо умеют это делать. У кого-то есть хотя бы первоначальный опыт общения с детьми, но что делать, если у вас такого опыта нет и вы не знаете с чего начать, переживаете, как пройдет ваша первая встреча с особенным ребенком, в этом случае не стесняйтесь обращаться за помощью наших специалистов и тех волонтеров, которые в нашем движении не первый год.

Волонтер (также как и родитель ребенка) не обязательно должен быть грамотным дошкольным педагогом или детским психологом. Его задача – устанавливать доверие и развивать отношения с ребенком. При необходимости специалисты Центра могут помочь в подборе игрушек, игр и занятий для ребенка.

Во время работы с детьми-инвалидами у профессионалов и волонтеров возникает множество собственных чувств, которые могут затруднять не только работу, но и личную жизнь. Обсуждение случаев может помочь человеку, работающему с ребенком, лучше понять свои чувства, возникающие при работе с ребенком, и справиться с этими чувствами.

Приходите на встречи волонтеров или индивидуальные консультации, на которых могут быть разобраны как отдельные случаи, так и отдельные темы и проблемы, с которыми сталкивается большинство волонтеров. Ниже приведены распространенные вопросы и опасения, взятые из опыта волонтерского движения.

 

Вопросы и опасения, часто возникающие у волонтеров. Распространенные детские вопросы – Как на них отвечать? Помощь волонтерам.

 

«Ребенок не плачет, и не просит утешения даже когда падает и ему больно. Может быть, я что-то не то делаю, и он мне не доверяет?» 

Дети, у которых аутизм имеют отклонения во всей эмоциональной сфере, поэтому эмоциональные реакции таких детей могут быть совершенно не предсказуемы, некоторые из них очень мало плачут, а некоторые наооборот. Для того, чтобы просить помощи или плакать, нужно быть уверенным, что этот плач поможет что-то изменить. Ребенок пока только учится вам доверять. Подходите к ребенку каждый раз, когда заметите, что он нуждается в вашей помощи. Возможно, он пока просто не знает, как такой помощи просить. Говорите с ним о том, что произошло: ты ударился, тебе больно; ты испугался, тебе страшно. Таким образом, вы сможете показать, что понимаете, принимаете и разделяете его чувства и всегда готовы прийти на помощь. Возможно, что слез нет только пока – спустя некоторое время ребенок поймет, что плакать можно, и такого плача будет даже больше чем нужно. Главное – не расстраиваться и продолжать строить отношения!

 

"В присутствии волонтера ребенок становится капризным и плохо себя ведет, что не свойственно для него в группе?"

Это очень позитивный сигнал – это означает, что ребенок научился вам доверять больше других, у вас установились «особые» отношения, которые позволяют ребенку надеяться, что вы услышите его плач и отреагируете на него – подойдете, обнимите, возьмете на руки. Не бойтесь проявлять теплоту и заботу и делать это не только тогда, когда ребенок уже расстроен. Плаксивость пройдет со временем, как только ребенок поймет, что нет нужды добиваться вашего внимания только таким способом. Но в любом случае вам достанется больше слез, «недоплаканных» ребенком раньше – ведь в системе группового ухода никогда не хватает взрослых, способных отреагировать на сигналы всех детей.

 

"Ребенок очень сопротивляется уходу волонтера и плачет, что делать?"

Часто маленькие дети расстраиваются и плачут, когда взрослому приходится уходить. Они пока не понимают, что такое время, и что взрослый вернется. Помочь им справится с этой проблемой поможет, во-первых, ваше спокойствие и уверенность в том, что ничего страшного не происходит – ведь маленькие дети очень чувствительны к переживаниям взрослых, а во-вторых, обязательно давайте простые объяснения, например: «мне сейчас нужно уйти, но я приду в следующий четверг». Это позволит ребенку привыкнуть к тому, что ваши расставания не навсегда. Кроме того, будет замечательно, если у ребенка останется ваша фотография или любимая игрушка, с которой вы вместе играете. Во время вашей встречи начинайте заранее готовить ребенка к тому, что вам скоро придется уйти. Поначалу это тоже может показаться сложным, и ребенок начнет плакать заранее, но в дальнейшем это позволит ему/ей лучше сформировать представление о времени и быть готовым к переменам.

 

"Стоит ли дарить ребенку подарки, приносить какие-то вещи, угощать сладостями?"

Прежде всего, необходимо обсудить это с родителями ребенка – можно ли ему есть сладкое, нет ли каких противопоказаний, если это подарок, то будет ли возможность спокойно его принять или это невозможно? В любом случае, будет неплохо, если у ребенка появится что-то напоминающее о регулярных доставляющих радость встречах с волонтером. Это может быть самая простая игрушка или ваша фотография.

 

«Ребенок качается. У него слишком много стереотипных движений (стереотипии*). Что делать?»

Почти у всех детей, страдающих аутизмом, есть стереотипии, они могут проявляться в повторяющихся движениях, действиях, раскачивании. Такое поведение имеет много разных причин – это и попытка дать себе новые ощущения (чем-то себя занять), и это же действие является способом самоуспокоения. Этого не нужно пугаться. Некоторые дети также раскачиваются, потому что им не хватает вестибулярных ощущений. Бывает, что стереотипии усиливаются, когда ребенок чувствует дискомфорт или не хочет заниматься, когда ему скучно - в этом случае постарайтесь переключить его внимание на новое занятие, хорошо если это будут подвижные игры, танцы, ритмичные упражнения.
Чаще ходите на детские площадки, где есть качели и карусели. Качайтесь вместе с ребенком. Пускай ребенок поймет, что такие ощущения можно получать вместе с другими людьми.

 

«Ребенок иногда проявляет агрессивность (кусается, щипается и т.д.). Что делать?» 

У детей первых лет жизни такие проявления не связанны с агрессивностью. Чаще всего это попытка привлечения к себе внимания или общения у детей, еще не умеющих говорить и не способных выразить свои желания и эмоции словами. Ни в коем случае не реагируйте бурно. Лучший способ избавиться от такого рода поведения – это не проявлять реакцию, которую ожидает от вас ребенок. Просто остановите ребенка, спокойным и ровным голосом скажите что-либо вроде «я очень хорошо к тебе отношусь, но щипать себя не позволю». Старайтесь предвосхитить момент, когда ребенок захочет таким образом привлечь ваше внимание и дайте ему другой, более позитивный образец, например «тебе надоела эта игра? Давай скажем – хватит!» и переключите ребенка на что-то другое.

 

«Ребенок не любит, когда к нему прикасаются. Это очень расстраивает, так хочется его приласкать, а он отворачивается и даже вздрагивает иногда. Что делать?»

Всегда очень обидно, если ребенок избегает ласки. Скорее всего, малыш просто не привык к телесному контакту и не знает, что делать в такой ситуации.
Большинство детей с аутизмом гиперчувствительны к слишком мягким и легким прикосновениям. Такие прикосновения могут вызывать дискомфорт (примерно такие же ощущения может вызывать щекотка, которой многие боятся) Понаблюдайте, какие прикосновения больше нравятся ребенку. Возможно, ему проще переносить более сильные прикосновения. Поиграйте с ним в баранов, которые бодаются, медведей, которые борются. Постепенно вводите и другие прикосновения: как гладят кошечку, как мышка бежит. Расширяйте диапазон прикосновений, которые нравятся ребенку. Велика вероятность, что через какое-то время малыш сам почувствует удовольствие от телесного контакта с вами, и будет с удовольствием ласкаться.

 

"Стоит ли позволять ребенку называть себя мамой?"

Лучше всего проговорить, зачем волонтер пришел к ребенку с самого начала и повторять это для ребенка регулярно, даже если кажется, что ребенок этого не понимает. Например, уже при первой встрече можно сказать «Меня зовут … и я буду приходить с тобой играть и гулять 2 раза в неделю». Устанавливая таким образом границы, вы дадите и себе и ребенку возможность получать удовольствие от встреч, игры и прогулок не подкрепляя ожидания, которые не могут быть реализованы.

 

“Ребенок спрашивает: «Почему ты не заберешь меня с собой?» «Почему ты уходишь?» Что ответить ему?” 

Важно помнить, что Вы несете вполне конкретную миссию, и не сможете забрать всех детей с собой, быть с ними постоянно вместе. Ребенок имеет право на такое желание. В такой ситуации важно сказать ребенку, что вы понимаете его, но не можете исполнить его желание. Скажите малышу, что вы специально приходите, чтобы играть (гулять) с ним. Отвечая на вопросы ребенка важно не обещать ему того, что Вы не сможете сделать.

 

“Что ответить на вопрос ребенка - «А когда ты придешь в следующий раз?»

Детям важно знать, когда вы сможете встретиться. Если Вы не уверены, что придете, не обещайте детям того, что не сможете сделать, но если у вас есть планы на следующий визит – обязательно расскажите об этом ребенку.

 

“Я не смогла прийти, что мне делать, если ребенок скажет - «Ты обещала прийти и не пришла!»?” 

Все мы живые люди. Иногда бывают обстоятельства, над которыми мы не властны. В такой ситуации Вы можете извиниться и рассказать, почему не удалось прийти. Извиняться и объяснять свои поступки – очень важный для ребенка опыт. После того, как ребенок выслушал ваши извинения, скажите ему, что сейчас вы с ним и очень хотите вместе поиграть.

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff