Окт
29
2012

Шпаргалка для волонтеров или правила проведения игр с аутичными детьми:

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть.
  • Не стоит бояться этих детей. Проявление жалости и сострадания также не лучший способ общения с малышом. Он таким родился.
  • Исходите из интересов ребенка.
  • Научитесь улавливать малейшие вербальные* (речевые) и невербальные (неречевые) сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  • Разговаривайте с ребенком.
  • Обеспечьте комфортную обстановку для общения и игр.
  • Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию и устные инструкции. 
  • Обязательно хвалите ребенка.
  • Избегайте переутомления ребенка. 
  • Если ребенок отказывается от какой–либо деятельности – ничего 
  • страшного. Попробуйте предложить ему другую игру или занятие, в новой форме, с другими игрушками.
  • Если возникли серьезные затруднения, сразу обратитесь к специалистам или взрослым, которые рядом.

Что следует помнить во время проведения игр

Все дети познают мир, играя. С самого рождения малыши стараются узнать больше о том, что их окружает. Однако для того, чтобы играть, ребенку обязательно нужен взрослый человек. Известно, что у игры детей с аутизмом есть своя особая специфика.

Волонтер может помочь ребенку установит и развивать контакты с миром с помощью игр. Зная больше об особенностях развития детей аутистов, можно построить успешную игровую деятельность. Ниже приведены важные моменты, которые следует учитывать в общении и игре с аутистами.

Описание каждой игры желательно начинать с формулировки целей ее проведения, четко проговоренной инструкции.

Планируя заранее список игр для встречи с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на встречу, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему подопечному.

! Аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, поэтому все индивидуальные игры, рекомендуется проводить сначала за партами или столами.

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время урока физкультуры им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

! Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками.

Дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Например, можно предлагать детям разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме.

! Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. 

Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: вместе, называть вслух части тела и предметы одежды, попросить показать их у себя и на кукле, например.

Для развития тактильного*, зрительно-тактильного*, кинестетического* восприятия можно использовать такие игры как “Волшебный мешочек”, “Угадай предмет”. Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами.

На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами. Во время игры необходимо постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом вас не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды, — ребенок сможет включиться в общую деятельность.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле “работает” руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и Ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на Ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем поможет сделать Ваше взаимодействие с ребенком более эффективным.

! Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой. Ребенка не надо загружать непосильными для него заданиями.

! Как отмечалось выше, детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.

Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые Вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

Материал подготовлен педагогом-психологом
отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних
Фирстовой А.П.

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff