Инструкция.
На бланке перечислены ситуации, с которыми вы встречаетесь часто в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Прочитайте внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4, 0.
0 – если ситуация совершенно не кажется вам неприятной
1 – если немного волнует, беспокоит вас
2 – если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее
3 – если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх
4 - если она для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх
Текст методики
1
|
Отвечать у доски
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2
|
Пойти в дом к незнакомым людям
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
Участвовать в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
Разговаривать с директором школы
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Думать о своем будущем
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
Учитель смотрит журнал, кого бы спросить
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8
|
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9
|
Пишешь контрольную работу
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10
|
После контрольной учитель называет отметки
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
11
|
На тебя не обращают внимания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
12
|
У тебя что-то не получается
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13
|
Ждешь родителей с родительского собрания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14
|
Тебе грозит неудача, провал
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15
|
Слышишь за своей спиной смех
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16
|
Сдаешь экзамены в школе
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17
|
На тебя сердятся (не понять почему)
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18
|
Выступать перед большим количеством людей
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19
|
Предстоит важное, решающее дело
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20
|
Не понимаешь объяснений учителя
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
21
|
С тобой не согласны, противоречат тебе
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
22
|
Сравниваешь себя с другими
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
23
|
Проверяют твои способности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
24
|
На тебя смотрят как на маленького
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
25
|
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
26
|
Замолчали, когда ты подошел
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
27
|
Оценивается твоя работа
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
28
|
Думаешь о своих делах
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
29
|
Тебе надо принять для себя решение
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
30
|
Не можешь справиться с домашним заданием
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Методика включает ситуации трех типов:
1 – ситуации, связанные со школой, общением с учителем
2 – ситуации, актуализирующие представление о себе
3 – ситуации общения.
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.
Вид тревожности
|
№№ вопросов
|
Школьная
|
1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
|
Самооценочная
|
3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
|
Межличностная
|
2 7 8 11 15 17 18 21 24 26
|
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.
Уровень тревожности
|
Группа учащихся
|
Уровень различных видов тревожности (в баллах)
|
возраст
|
пол
|
общая
|
школьная
|
Самооце
ночная
|
Межлич
ностная
|
Нормальный
|
11-12
|
м
|
30-62
|
7-19
|
11-21
|
7-20
|
|
ж
|
17-54
|
4-17
|
4-18
|
5-17
|
13-14
|
м
|
17-54
|
2-14
|
6-19
|
4-19
|
|
ж
|
10-48
|
1-13
|
1-17
|
3-17
|
15-16
|
м
|
35-62
|
5-17
|
12-23
|
5-20
|
|
ж
|
23-47
|
5-14
|
8-17
|
5-14
|
Высокий
|
11-12
|
м
|
79-94
|
26-31
|
27-31
|
28-33
|
|
ж
|
74-91
|
24-30
|
26-32
|
25-30
|
13-14
|
м
|
73-90
|
21-26
|
27-32
|
27-33
|
|
ж
|
68-86
|
20-25
|
27-34
|
26-32
|
15-16
|
м
|
77-90
|
24-30
|
30-34
|
29-36
|
|
ж
|
61-72
|
20-24
|
23-27
|
20-23
|
Чрезмерное спокойствие
|
11-12
|
м
|
менее 30
|
Менее 7
|
Менее 11
|
Менее 7
|
|
ж
|
менее 17
|
Менее 4
|
Менее 4
|
Менее 5
|
13-14
|
м
|
Менее 10
|
Менее 2
|
Менее 6
|
Менее 4
|
|
ж
|
Менее 39
|
-
|
-
|
Менее 3
|
15-16
|
м
|
Менее 23
|
Менее 5
|
Менее 12
|
Менее 5
|