Март
25
2019

✓ Для чего родители наказывают детей?

✓ Знаете ли вы, чем отличается наказание от насилия?

✓ Как сделать так, чтобы ребенок вырос здоровой личностью? 

Личность ребенка начинает формироваться уже в самом раннем возрасте. На развитие личности влияет множество факторов, одним из которых является то, как мы воспитываем и относимся к ребенку. Родителям необходимо знать, что основную роль при этом играют не внушаемые ему правила и истины, а личный пример, который оказывает определяющее влияние на формирование ребенка.

Воспитывая ребенка, вы должны придерживаться следующих правил:

1. Наказание не должно наносить вред ребенку!

Ни в коем случае нельзя бить, унижать, критиковать личность ребенка. Последствия физических наказаний негативно отражается на его психике. Если ребенка периодически шлёпать, он будет бояться тех людей, которые его шлепают, сторониться их.  Постоянно ожидая такого отношения к себе, ему будет сложно сосредоточиться на игре, или какой – либо другой деятельности и это может стать одним из факторов задержки речевого, психического и физического развития.

2. Во время наказания мы можем критиковать поступок, а не личность ребенка. Например, мы говорим: «Ты плохой!», а нужно говорить ребенку: «Ты хороший мальчик, а поступок сейчас совершил плохой». Отношение к ребенку должно быть позитивным, как будто вы говорите: «Я тебя очень люблю, но поступок мне твой не нравится». Этим мы разделяем поступок и личность ребенка. Ребенку необходимо, чтобы его принимали любым, чтобы его любили. Малыш должен чувствовать, что он ценен сам по себе – это значит, что его любят не за то, что он сделал, чему-то научился, а за то, что он просто есть!

3. Наказание должно соответствовать возрасту ребенка. Наказывать нужно за то, что он не послушался и разбил телефон, а не за то, что телефон стоил 30 тысяч рублей. Ребенок в возрасте 3-4 лет не понимает, сколько стоит та или иная вещь и цену деньгам.

4. Наказывать можно только тогда, когда ребенок знает, что он что-то нарушил. Если ребенка предупредили, что что-то нельзя, а он нарушил правило, тогда может последовать наказание. А если не предупредили, а потом наказали за что-то – это уже будет насилие. Например, ребенку родитель не сказал, что нельзя без спроса брать какую -то вещь, что это плохо, а ребенок  взял, и за этим последовали санкции – это наказание. Также насилием считаются те наказания, которые мы совершили в порыве плохого настроения или произошел конфликт с кем-то, а мы выместили его на ребенке.

5. Чем меньше ребенок, тем меньше должно пройти времени между содеянным и наказанием. Если от совершения проступка прошло уже несколько дней, тогда маленький ребенок не будет понимать, почему его наказывают. Если вы по каким- то причинам не наказали ребенка сразу, то наказание отменяется!

7. Нельзя ребенка за один проступок наказывать много раз. Например, ребенок уронил горшок с цветком и тот разбился, узнала бабушка об этом - наказала, пришла мама с работы  - наказала, пришел папа и тоже поругал. Наказывать ребенка нужно только один раз.

8. Осуждая проступок ребенка, вы можете чего-то лишить или просто ограничить его в чем – то, не обязательно ставить в угол.

9. Наказывая детей, мы формируем границы дозволенного поведения в семье и обществе в целом.

 

Полезные рекомендации в воспитании детей

 

•          Ребенок копирует всё то, что вы делаете, говорите, как ведете себя с ним и окружающими. Поступайте так, как хотели бы, чтобы он относился к вам и окружающему миру. Дети воспринимают то, что мы делаем, а не то, что говорим: если родитель целыми днями лежит и смотрит телевизор, скорее всего, ваш ребенок в будущем будет вести себя также. Демонстрируйте ребенку, как строятся гармоничные отношения между мамой и папой - так формируется четкая мотивация в построении “правильных” отношений с представителем противоположного пола.

•          Чтобы ребенок вырос самостоятельным и ответственным, ему необходимо доверять. Отношения с ребенком должны быть доверительные.

•          Ребенку необходимо принимать активное участие в жизни семьи. Ребенок хочет быть полезным, поэтому он стремится помогать. Например: хочет мыть посуду вместе с вами, лепить из теста, ремонтировать стул, украшать дом к празднику.

•          Ребенку требуется чувствовать, что вы его поддерживаете и всегда придете на помощь.

•          Каждый день необходимо с ребенком играть, читать и гулять. Завтра он будет делать всё сам то, что он научился делать сегодня с вами.

•          Объясняйте малышу, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей: что такое «хорошо», «плохо», «честно», «справедливо».

•          Старайтесь заменять слова «нет» и «нельзя» другими словами. Все ограничения должны быть четко аргументированы и их не должно быть слишком много.

•          То, что происходит с ребенком в раннем детстве, оказывает влияние на него больше, чем вся дальнейшая жизнь. Дружите со своим ребенком, уважайте и прислушивайтесь к его мнению. Уважайте желания и соблюдайте право ребенка на свободу действий. Помните о том, как вы относитесь к своему ребенку, так и он будет относиться к вам в старости.

 

Родители должны помнить, что ребенок старается подражать им во всем, поэтому на развитие его личности влияет характер родителей и их взаимодействие друг с другом и окружающим миром. Уважение и доверие к своему ребенку позволит вырастить его самостоятельным, самодостаточным и личностно состоятельным человеком.

 

Кашкина Ю.А.,

психолог отделения экстренной психологической помощи по телефону

 

Получить психологическую помощь и поддержку, обсудить с психологом

тревожащие вопросы воспитания ребенка Вы можете, обратившись на Телефон доверия

для детей, подростков и их родителей с единым общероссийским номером

8 800 2000 122

(звонок с любого телефона бесплатный)

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff