|
Июнь
22
2018
Нередко семья не справляется с эмоциональным грузом, последствия бывают самые разные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений. Часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается и тогда вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная, ложится на одного родителя. Все это определяет необходимость социальной поддержки семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. Для родителей детей с ограниченными возможностями характерна концентрация на проблемах детей, склонность забывать о себе, «терять себя из виду». Поэтому первоначальный запрос семей, обращающихся в Центр за помощью, как правило, сосредоточен исключительно «на проблемах ребенка»: родителей интересует, какие занятия могут проводить с ребенком в Центре, что можно сделать, чтобы помочь ему. Однако опыт работы с данной категорией семей показывает, что родители детей-инвалидов не в меньшей степени нуждаются в помощи. Непреходящая тревога за жизнь и здоровье ребенка, переживание изоляции от общества, легко возникающее чувство беспомощности и отчаяния - создают высокий уровень психологического неблагополучия родителя, который способен стать самостоятельным фактором, деструктивно влияющим на развитие и психологическое здоровье детей. От того, насколько успешно родитель сможет личностно справиться со столь тяжелой ситуацией, бросающей вызов всем смысловым опорам своей жизни, зависит в конечном счете все - и «достижения» в развитии ребенка, и решаемость социально-экономических и бытовых проблем семьи. В связи с этим возникла идея создания группы психологической поддержки для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра «Особенный мир», которая работает на базе Центра с 2006 года. Основными задачами работы группы являются: - создание в групповом пространстве атмосферы доверия, позволяющей родителям делиться своими эмоциями, атмосферы, создающей условия для их сближения и объединения; - стабилизация эмоционального состояния родителей; проработка переживаний, связанных с рождением больного ребенка: чувства вины, стыда, агрессии; - коррекция иррациональных ожиданий от ребенка; - предоставление родителям знаний о возрастных особенностях детей, об особенностях конкретных нарушений развития, о способах установления конструктивных отношений с ребенком и другими членами семьи, другой информации по запросу участников группы; - обучение навыкам ненасильственной коммуникации и взаимодействия с ребенком в конфликтных ситуациях; - формирование навыков, позволяющих конструктивно решать проблемы во взаимоотношениях с другими членами семьи, представителями более широкого социума, разрешение проблем во взаимодействии с медицинским (педагогическим и др.) персоналом; - построение перспективы на будущее, снижение тревоги за дальнейшую жизнь ребенка; - нахождение дополнительных ресурсов помощи для ребенка и семьи; - преодоление изоляции детей и родителей от социума; - разрешение трудных ситуаций в конкретных случаях. В обеспечении работы группы поддержки значимую роль играют волонтеры Центра. Во время участия родителей в тренинговых занятиях временный присмотр за детьми обеспечивают подростки, которые играют и общаются с малышами под руководством специалиста. Пространство оборудованной игровой комнаты позволяет детям взаимодействовать не только с волонтерами и специалистом, но и общаться друг с другом. После окончания тренинговых занятий устраиваются совместные чаепития, к которым с удовольствием присоединяются и дети, и волонтеры. Волонтеры могут пообщаться с родителями своих «подопечных» и поближе узнать друг друга. Этот объединяющий эмоциональный опыт - не менее важная часть реабилитационной работы, чем ее узко психологическая составляющая.
Дополнительную информацию о работе группы и ее ближайших встречах можно получить по телефону: 72-66-83; 72-66-81 (Жерякова Наталья Петровна, психолог ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Саратова») |