Июнь
22
2018

Семья, узнавшая об инвалидности ребенка, сталкивается с множеством проблем: постановка диагноза родителями воспринимается как острое горе,  происходят серьезные перестройки внутри семьи, переживания, выпавшие на долю родителей «особого» ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок.

Нередко семья не справляется с эмоциональным грузом, последствия бывают самые разные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений. Часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается и тогда вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная, ложится на одного родителя. Все это определяет  необходимость социальной поддержки семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.

Для родителей детей с ограниченными возможностями характерна концентрация на проблемах детей, склонность забывать о себе, «терять себя из виду». Поэтому первоначальный запрос семей, обращающихся в Центр за помощью, как правило, сосредоточен исключительно «на проблемах ребенка»: родителей интересует, какие занятия могут проводить с ребенком в Центре, что можно сделать, чтобы помочь ему.

Однако опыт работы с данной категорией семей показывает, что родители детей-инвалидов не в меньшей степени нуждаются в помощи.

Непреходящая тревога за жизнь и здоровье ребенка, переживание изоляции от общества, легко возникающее чувство беспомощности и отчаяния - создают высокий уровень психологического неблагополучия родителя, который способен стать самостоятельным фактором, деструктивно влияющим на развитие и психологическое здоровье детей.

От того, насколько успешно родитель сможет личностно справиться со столь тяжелой ситуацией, бросающей вызов всем смысловым опорам своей жизни, зависит в конечном счете все - и «достижения» в развитии ребенка, и решаемость социально-экономических и бытовых проблем семьи.

В связи с этим возникла идея создания группы психологической поддержки для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра «Особенный мир», которая работает на базе Центра с 2006 года.

Основными задачами работы группы являются:

- создание в групповом пространстве атмосферы доверия, позволяющей родителям делиться своими эмоциями, атмосферы, создающей условия для их сближения и объединения;

- стабилизация эмоционального состояния родителей; проработка переживаний, связанных с рождением больного ребенка: чувства вины, стыда, агрессии;

- коррекция иррациональных ожиданий от ребенка;

- предоставление родителям знаний о возрастных особенностях детей, об особенностях конкретных нарушений развития, о способах установления конструктивных отношений с ребенком и другими членами семьи, другой информации по запросу участников группы;

- обучение навыкам ненасильственной коммуникации и взаимодействия с ребенком в конфликтных ситуациях;

- формирование навыков, позволяющих конструктивно решать проблемы во взаимоотношениях с другими членами семьи, представителями более широкого социума, разрешение проблем во взаимодействии с медицинским (педагогическим и др.) персоналом;

- построение перспективы на будущее, снижение тревоги за дальнейшую жизнь ребенка;

- нахождение дополнительных ресурсов помощи для ребенка и семьи;

- преодоление изоляции детей и родителей от социума;

- разрешение трудных ситуаций в конкретных случаях.

В обеспечении работы группы поддержки значимую роль играют волонтеры Центра.

Во время участия родителей в тренинговых занятиях временный присмотр за детьми обеспечивают подростки, которые играют и общаются с малышами под руководством специалиста. Пространство оборудованной игровой комнаты позволяет детям взаимодействовать не только с  волонтерами и специалистом, но  и общаться друг с другом.

После окончания тренинговых занятий устраиваются совместные чаепития, к которым с удовольствием присоединяются и дети, и волонтеры.

Волонтеры могут пообщаться с родителями своих «подопечных» и поближе узнать друг друга. Этот объединяющий эмоциональный опыт  - не менее важная часть реабилитационной работы, чем ее узко психологическая составляющая.

  

Дополнительную информацию о работе группы и ее ближайших встречах можно получить по телефону: 72-66-83; 72-66-81 (Жерякова Наталья Петровна, психолог ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Саратова»)

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff