Июль
24
2017

Суицид – намеренное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальные попытки –это демонстративно- установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства.

Суицидальные проявления-суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающие каким-либо действиям, направленным на лишение себя жизни.

Любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид. Истинные (подлинные) суицидальные действия, хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки тщательно продуманы до мелочей. Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное (в меру особенностей психики) решение, в верности которого человек полностью убежден.

Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Такой способ обратить на себя внимание можно разъяснить как своеобразный приказ-условие: «Сделайте то, что мне нужно, а не то я повешусь, прыгну с моста, брошусь под машину…». Можно сказать, что главная трудность всех демонстративных проявлений – отсутствие умения слышать, понимать и вообще воспринимать окружающих, а именно по этой причине конструктивно решить проблемы у них не получается.

К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, опасные для жизни путешествия или походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость.

Важно отметить, по статистике, если раньше чаще всего из всех суицидентов покончить с жизнью решали дети из семей с низким социальным статусом, то теперь значительно больший процент самоубийств пытаются совершить дети из вполне благополучных семей. Это значит, что причин ухода из жизни стало значительно больше.

Подросток склонен уходить от проблем, а суицид- это уход.

Страшно и то, что возраст человека суицидента становиться более ранним.

Обращаться за помощью требуется не только подростку, решившемуся на суицид, но и его родителям также за эмоциональной поддержкой.

Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях:

Часто возникающие, длительные, эмоционально окрашенные высказывания человека на тему самоубийства, как способа избавления от «тягот» жизни. Например, фразы: «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить».

Поиск средств, которые могут быть применены для совершения суицида, например: колюще-режущих предметов, огнестрельного оружия, медикаментозных препаратов.

Пессимистическая оценка настоящего и будущего, отсутствие надежд на перемены к лучшему, ощущение бесконечной черной полосы. Человек считает себя беспомощным, ни на что не способным, не строит и не предпринимает действенных мер для изменения ситуации, полагая: «Выхода не существует».

Явно выраженный комплекс неполноценности: подросток винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя, как личность. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше».

Часто возникает желание: «Оставьте все меня в покое».

Крайне опасный сигнал: неожиданные, несвойственные для человека, звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. Подросток пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.

Для детей и подростков, которые полагают, что другие члены семьи их не понимают, свойственно устраивать побег из дома.

Несколько правил, как вести себя с человеком, запланировавшим покончить с жизнью.

Любое высказанное вслух упоминание о смерти, либо суицидальные признаки необходимо воспринимать серьезно.

Направлять на действие посетить квалифицированного специалиста: психолога, психотерапевта.

Стараться не оставлять человека в одиночестве, но ни в коем случае не навязывать свои назойливые советы. Необходимо находиться поблизости, спрятать из поля зрения ребенка любой предмет, которым можно нанести физический вред.

Постараться быть самим собой, избегать лицемерия и театральности.

Не оценивать и критиковать состояние, а быть терпеливым, непредвзятым, спокойным и уверенным собеседником. 

Необходимо дать человеку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией.

Постараться выяснить, какие планы на будущее наметил подросток, однако не вступать в споры, не пытаться навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и не бросать вызов: «Ты этого не свершишь».

Следует постараться донести до человека, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.

Любой, оказавшийся рядом с человеком, решившимся на самоубийства, не должен обвинять себя, что не смог предотвратить развития такого критичного состояния близкого. Так как никто не может вмешаться в эмоциональную сферу иного человека.

 

В последнее время подростков все чаще интересует тема суицида. Одни  из них считают, что знать о ней модно, престижно, а другие интересуются, чем она так интересна их сверстникам. По мнению многих психологов знать о ней действительно нужно, это лучше, чем скрывать,   так как «Запретный плод всегда сладок», а если и тему эту взрослые скрывают, это может вызвать нездоровый интерес.

В начале года ко мне обратилась учащаяся 8 класса по вопросам суицидального поведения, объяснив это тем, что тема в рамках школьной программы и ей интересна для общего развития. Обращение было в виде интервью:

-Здравствуйте, не могли бы Вы помочь мне с исследовательской работой, по теме "Суицид подростков"? Мне просто нужно "интервью" от психолога.

-Здравствуй. Помочь смогу. Что за учебное заведение у тебя? почему именно эта тема?

-Просто в школе задали. Обычная школа, тему сами выбирали.

- Там вопросы или просто случаи нужны, с которыми я работала?

-Можно и случаи.

    -Часто ли к вам обращаются дети с суицидальными наклонностями?

    -Не часто, но случаи, к сожалению, есть.

    -Были ли у них попытки к суициду?

   -На моей практике было несколько случаев, где были попытки к суициду, после чего родители обращались за помощью к психологу. Вернее сказать не попытки, а суицидальные проявления, такие как мысли, намеки, высказывания. Все они относились к демонстративному виду суицидального поведения.

-Что вы советуете родителям в таких случаях?

 -Каждый случай рассматривается индивидуально, после выявления причины. Зачастую родители изначально диктуют запрос как суицид ребёнка просто без причины, но в ходе работы выявляется, что дело вообще в другом. К примеру, сложности во взаимоотношения с родителями, сверстниками или учителями, безответная любовь и т.п.

    -Что мотивирующего говорите детям?

    -Есть целый ряд техник работы с детьми, склонных к суицидальным попыткам и проявлениям. С ребятами мы «возвращаемся» в то время, когда все в их жизни было иначе. Когда все было хорошо. Рассуждаем на эту тему. Важно, чтобы все это проговаривал именно сам клиент, а не психолог и не родители.

    -Помогают ли разговоры?

    -Могу сказать, что помогают.  Потому что это не «навязанное» человеку мнение, а его собственное «исследование» на этот счёт. Результат, чаще длительной работы, который подросток сделал сам.

-Приведите примеры с которыми вы работали, числятся ли где-то сейчас эти дети(психолог и т.п.)? Какие выяснялись причины такого поведения?

-Те случаи, с которыми я работала- это в основном демонстративные попытки и проявления, (делались, чтобы запугать родителей, чтобы их пожалели близкие, доказать им, что «Я есть! Услышь меня!»), но с этим нужно быть очень осторожным... Самая наверно верная рекомендация подростку заключается в том, что следует ему объяснить, что все в жизни решаемо, главное сделать верный шаг. Ведь ВСЕГДА МОЖНО БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ, НУЖНО ТОЛЬКО НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ.

Наталья Михайличенко,

педагог-психолог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff