Дек
18
2017

images/0.1.5.jpgУже много лет не утихают горячие родительские споры вокруг темы нужности/ненужности посещения родным чадом детского сада. Чтобы родители, принимая такое решение, могли опираться на более крепкий фундамент, чем личные тревоги или выгоды, хочу предложить вам некоторые факты, полученные детскими психологами в результате научных исследований.

 Общение ребенка со сверстниками очень важно не только для внутреннего развития, но еще и для развития будущей роли себя в социуме. Дети всегда сравнивают себя с другими, их навыками и умениями. Т.е. другие видятся, как отражение собственного Я. Через наблюдения за другими детьми появляется и развивается самооценка ребенка. Со взрослыми же ребенок сравнивать себя не может, может лишь на веру принимать их оценочные суждения.

В возрасте 2-4 лет начинается период отделения от матери.  Ребенок ищет общения со сверстниками, а совместная игра в этот период – это подражание или эмоциональное заражение, во время которого малыши просто повторяют друг за другом какие-либо действия, одинаково и одновременно. При этом им не важны ответные действия другого ребенка.

Возраст сравнения себя с другими наступает около 4-6 лет. Общение между детьми становится более эмоциональным, сверстник становится более привлекательным, чем взрослый. Во время игры появляется потребность в разделении ролей, действий, а значит, необходимость учитывать интересы Другого. В этом возрасте ребенок учится договариваться со сверстниками, решать конфликтные ситуации, строить доброжелательные отношения. Появляются навыки совместной деятельности.

После 6 лет у ребенка складывается более или менее устойчивое представление о себе самом, которое позволяет оценить себя. Соперничество и сравнение с другими отступают, появляется искренний интерес и симпатия к сверстнику. Многие дети уже могут сопереживать сверстнику, как в ситуации удачи, так и поражения. К 7 годам прослеживается явное стремление к сотрудничеству со сверстниками, потребность в их признании и уважении. Отношения со сверстниками – это та область, где личность ребенка формируется и проявляется наиболее ярко, именно отношения со сверстниками могут определить дальнейшее личностное и социальное развитие человека. 

Конечно, кроме возрастных особенностей, существуют и индивидуальные различия в  отношениях со сверстниками. На них влияют культурные традиции, а так же способы выяснения проблем, которые используются в семье.

Делая вывод, можно сказать, что только родитель может решить - нужен ли детский сад его ребенку? При этом важно понимать, где кончается забота о ребенке, и начинаются родительские страхи и тревоги. Где ребенок, рядом со взрослым учится жизни, а когда он опекаем настолько, что ограждается от обыденных трудностей, с которыми должен научиться справляться сам.

Итак, если Вы решили определить свое чадо в детский сад, то Вам пригодятся следующие рекомендации, ведь адаптация к детскому саду – это непростое время не только для ребенка, но и для всей семьи. Не зависимо от модели воспитания в семье, есть ряд правил, способных облегчить адаптацию к детскому саду: 

1. Важна уверенность мамы, что сад полезен для развития ребенка.

2. Пока мама рядом (в группе, на площадке) ребенок не адаптируется, а просто проводит время под маминым присмотром.

3. Оставляя ребенка в саду, четко сообщите ему, когда его заберут. Категорией «время» в этом возрасте дети еще не владеют, поэтому опирайтесь на режим дня садика: «Ты поешь суп, и я приду за тобой» или «Ты поспишь и …».

4.  Всегда соблюдайте договоренность!

5. Расставание с ребенком должно быть спокойным и коротким. Уговаривания, длительные «обнимашки»  и десятый поцелуй «на прощание» всегда приводят к слезам.  

6. Не используйте садик, как угрозу или дисциплинарную меру в домашнем общении. Не угрожайте ребенку «Вот пойдешь в детский сад, тебя там быстро научат самостоятельности». Но и не обещайте  «В детском саду тебе будет ОЧЕНЬ хорошо. У тебя будет много новых друзей». В детском саду, как и в жизни, бывают разные дни. 

7. Забирая ребенка из садика, спрашивайте его, как прошел день и акцентируйте его внимание на положительных эмоциях/воспоминаниях.

8. Во время адаптационного периода не вводите дома новых требований, не начинайте обучение новым навыкам.

9. В выходные дни старайтесь следовать режиму садика в приеме пищи и дневного сна.

10. В присутствии ребенка о садике и воспитателях либо хорошо, либо никак. Зачастую мамочки сами формируют у детей негативные представления о садике, а потом искренне удивляются, почему дети не хотят туда идти.

Помните:Острая фаза с активным сопротивлением походу в сад (слезы, крики, причитания по утрам), бывает у 9 из 10 детей. Будьте последовательны и терпеливы – она пройдет. Залогом успешной адаптации является регулярность посещения ДОУ и Ваш позитивный настрой.

Если вопрос о том, нужен ли детский сад Вашему ребенку остался открытым,  обращайтесь на общероссийский телефон доверия по номеру 8-800-2000-122 или записывайтесь к психологу на очную консультацию по номеру 8 (8452) 72-66-83.

 

Людмила Бойко

Педагог-психолог ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г.Саратова»

 

 
 
     

Вход на сайт

#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff